Социальная философия и ее место.

Статус социальной философии (сф) не вызывает сомнений. История, социология и вообще весь комплекс общественных наук дают информацию об общественном организме, богатую социальную статистику, фиксируют и объясняют факты из жизни человеческой популяции. Однако ни одна из этих наук не совершает прорыва в область мировоззренческих вопросов, поставленных еще Кантом. Среди них следует выделить вопросы: 1) о назначении человека, его место в с-ме бытия;2) о конечных целях существования; 3)о специфике со. Реальности и ее соотношении с природой. Как прошлое, так и будущее общества проблематично. Было бы опрометчиво рассматривать социальную философию в качестве сугубо самостоятельного, пятого структурного элемента философского знания в дополнение к онтологии, концепциям взаимосвязи и развития, гносеологии и логике. Если бы так почему-то случилось в ходе дифференциации философского знания, то философия перестала бы быть философией, т.е. совокупностью наиболее общих представлений о мире в целом, об универсальных законах его существования и развития. В качестве предметной области остался бы только мир природный да общие проблемы познания. Социальная философия в органическом единстве с другими компонентами философского знания выступает в качестве мировоззренческого и методологического основания всех общественных, а еще шире всех гуманитарных наук, включая психологию, лингвистику и т.д. Понятие социальной реальности(?) Системно-структурная организация общества Что же такое общество? Прежде всего, общество - это определенная целостность, особая подсистема объективной реальности. Но если это система, то её основу как всякой системы составляют элементы, требования к которым должны, по-видимому, состоять в следующем: во-первых, их должна отличать простота, во-вторых, они должны присутствовать во всех срезах системы и, в-третьих, они должны выступать в качестве своеобразных первокирпичиков системы. Что же это за элементы? Ключевым, решающим элементом является, очевидно, человек как субъект истории, выполняющий эту роль действительно на всех этажах общественного здания. Можно сказать, что человек – это главный, краеугольный устой общества. Но свою роль субъекта истории человек реализует в форме активного отношения к миру в виде деятельности,содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Деятельность выступает в самых

различных формах, причем формы деятельности и её виды с ходом истории становятся все более разнообразными. Деятельность и предстает в качестве второго элемента общества как системы. Наконец, третий элемент социальной системы - общественные отношения, складывающиеся на основе всего многообразия социально значимых видов деятельности. Именно деятельность как способ существования социального объединяет социальные атомы, цементирует их, превращая через систему общественных отношений простую сумму индивидов в нечто большее - в некоторую органическую целостность, в общество. Но что такое общественные отношения? Общественные отношения это многообразные связи между членами общества, социальными группами, а также внутри них, возникающие в процессе материально-производственной, экономической, социальной, политической и духовной жизни и деятельности.При этом общественные отношения не однородны, в их системе выделяются



первичные и вторичные уровни. К первичному уровню принадлежат материальные,т.е. складывающиеся независимо от сознания общественные отношения. К их числу в первую очередь относятся производственные, экономические отношения (наряду с этим могут быть выделены и такие виды материальных отношений, как

организационно-технические и социально-бытовые). Вторичный уровень образуют идеологические отношения, которые в отличие от отношений первого уровня складываются, возникают лишь проходя через сознание, на базе определенных идей и взглядов.Таким образом, общество представляет собой совокупность людей, связанных системой общественных отношений, складывающихся на основе всего многообразия социально значимых видов деятельности.Общество - самоизменяющаяся и саморазвивающаяся система. Источники его

саморазвития (как и развития мира в целом) заключены в диалектических противоречиях, приобретающих в обществе характер специфических, социальных противоречий.Ядро же самодвижения общества образует деятельность, выступающая в качестве способа существования социального, поскольку всякое изменение общества реализуется через деятельность. Социальная структура рассматривается в широком и узком смысле слова.Социальная структура в широком смысле слова включает в себя различные виды структур и представляет собой объективное деление общества по различным,жизненно важным признакам. Наиболее важными разрезами этой структуры в широком смысле слова являются социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, этническая, поселенческая и т.д.Социальная структура в узком смысле слова ( это социально-классовая структура, совокупность классов, социальных слоев и групп, которые находятся в единстве и взаимодействии. В историческом плане социальная структура общества в широком смысле слова появилась значительно раньше, чем социально-классовая. Так, в частности, этнические общности появились задолго до образования классов, в условиях первобытного общества. Социально-классовая структура начала развиваться с появлением классов и государства.



На всем протяжении истории существовала тесная взаимосвязь между различными элементами социальной структуры.Социальная структура общества носит конкретно-исторический характер. (Род –племя – семья – рабовладельческий сп-б – феодализм – классы – народность – капитализм – нация(историческая общность людей, складывающаяся в ходе образования единой територ., эконом. Связей, литературного языка, особенностей культуры и характера)).

Общество как систему разделяют на 4 взаимосвязанные аспекты:

· Совокупность множества индивидов с общими условиями существования и жизнедеятельности (город, село, предприятие, учебное заведение)

· Совокупность иерархически соподчиненных социальных позиций, которые занимают эти личности в этой системе (начальник-подчиненный, учитель-ученик, режиссер-актер)

· Совокупность норм и ценностей (юридических, моральных, культурных), которые определяют характер и содержание поведения

· Совокупность видов и способов деятельности, которыми занимаются индивиды (производственная, научно-исследовательская, образовательная, управленческая)


3553590631138507.html
3553652250321697.html
    PR.RU™