Глава 7. Бюджетный процесс. См . Федеральный закон «О бюджетной классификации в Российской Фе­дерации» // СЗ РФ  

Глава 7. Бюджетный процесс. См . Федеральный закон «О бюджетной классификации в Российской Фе­дерации» // СЗ РФ

См . Федеральный закон «О бюджетной классификации в Российской Фе­дерации» // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3338.

ключение об исполнении федерального бюджета (ст. 277, 278 БК

РФ).

Отчет об исполнении бюджета должен быть составлен в соот­ветствии с той же структурой и бюджетной классификацией, кото­рые применялись при утверждении бюджета.

Вместе с отчетом об исполнении бюджета в Государственную Думу представляются следующие документы и материалы: отчет о расходовании средств резервного фонда Правительства РФ и ре­зервного фонда Президента РФ; отчет Минфина и иных уполномо­ченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд, бюджетных кредитов; отчет Минфина РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении государственных гарантий; отчет о внут­ренних и внешних заимствованиях РФ по видам заимствований; о доходах, полученных от использования государственного имуще­ства; сводные отчеты о выполнении плановых заданий по предос­тавлению государственных и муниципальных услуг; сводные отчет­ные сметы доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств; реестр федеральной государст­венной собственности на первый и последний день отчетного фи­нансового года; отчет о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ; отчет Федерального казначейства о рассмотренных делах и на­ложенных взысканиях за нарушение бюджетного законодательства (ст. 276 БК РФ).

В ходе проверки бюджета может быть выявлено несоответствие исполнения бюджета принятому закону (решению), тогда соответ­ствующий представительный орган имеет право принять решение об отклонении отчета об исполнении бюджета и обратиться в про­куратуру РФ для проверки обстоятельств нарушения бюджетного законодательства и привлечения к ответственности виновных долж­ностных лиц (ст. 273 БК РФ).

Ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона; одновременно с отчетом об исполне­нии федерального бюджета за отчетный финансовый год в Госдуму вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов (ст. 275 БК РФ), а также целый ряд документов в соответствии со ст. 276 БК РФ.

Счетная палата дает заключение по отчету Правительства об ис­полнении федерального бюджета, в которое включаются заключе­ния по каждому разделу и подразделу функциональной классифи­кации расходов бюджетов РФ по каждому главному распорядителю бюджетных расходов с указанием руководителей органов государст­венной власти или должностных лиц, допустивших нарушения ис­полнения функциональной классификации (ст. 278 БК РФ).



Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении фе­дерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения заклю­чения Счетной палаты РФ (ст. 279 БК РФ), при этом заслушивают­ся доклады руководителя Федерального казначейства, министра

3 - 9677

114 Раздел III. Правовой режим фондов денежных средств

финансов, Генерального прокурора РФ, а также могут быть заслу­шаны председатели Конституционного, Высшего Арбитражного, Верховного Судов, которые могут выступить с анализом дел, свя­занных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного зако­нодательства в течение года

В итоге может быть принято решение либо об утверждении от­чета об исполнении федерального бюджета, либо о его отклонении

В случае отклонения отчета об исполнении бюджета к ответст­венности привлекаются должностные лица, предоставившие недос­товерные или неполные сведения по исполнению бюджета.

Решение об отчете об исполнении бюджета должно быть опуб­ликовано в средствах массовой информации.

Контрольные вопросы:

1.Что такое бюджетный процесс? Каково его значение?

2. Что является предметом регулирования бюджетно-процессу-альных норм? В каких нормативных актах они закреплены?

3. Каковы принципы бюджетного процесса?

4. Назовите стадии бюджетного процесса Какой промежуток времени охватывает их продолжение?

5. Что такое бюджетная классификация? Какие виды бюджет­ной классификации установлены законодательством? Каково зна­чение бюджетной классификации?

6. Как распределена компетенция между законодательными (представительными) органами государственной власти и местного самоуправления по стадиям бюджетного процесса?

7. Охарактеризуйте стадию составления проекта бюджета. Какие органы ее осуществляют?

8. Охарактеризуйте полномочия Президента РФ в бюджетном процессе.

9. Каков порядок рассмотрения проекта бюджета законодатель­ными (представительными) органами государственной власти и ме­стного самоуправления7

10. Каково содержание понятия «исполнение бюджета»9

11. Какие органы государственной власти и местного само­управления участвуют в исполнении бюджета?



12. Каковы функции федерального казначейства в исполнении бюджета?

13. Что такое «кассовое исполнение бюджета»? Кто его осуще­ствляет?

14. Что означает казначейская система исполнения бюджета?

15. Кто является главным распорядителем бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств и получателем бюджетных средств? Охарактеризуйте их правовое положение

16. В каком порядке и в какой форме утверждается отчет об ис­полнении бюджета9

Глава 8. Правовой режим финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий

Финансы предприятий — это совокупность экономических отно­шений, возникающих в реальном денежном обороте при формиро­вании, распределении и использовании децентрализованных фондов финансовых ресурсов предприятий, организаций, учреждений.

Финансы предприятий являются важнейшим звеном финансо­вой системы России. В нем формируются финансовые потоки, от­ражающие созданный внутренний валовый продукт, подлежащий в дальнейшем перераспределению через бюджетную систему в про­изводственную и социальную сферу, сферу домашних хозяйств1 Особенности финансов предприятий зависят от их организацион­но-правовой формы и формы собственности.

Финансы государственных и муниципальных предприятий представляют собой институт финансового права, определяющий порядок распределения прибыли государственных казенных и уни­тарных предприятий, а также порядок формирования, распределе­ния и организации использования денежных фондов указанных субъектов

Особенности финансов государственных и муниципальных уни­тарных предприятий обусловлены отсутствием права собственности предприятия на закрепленное за ним имущество. Имущество уни­тарных предприятий неделимо и не распределяется на вклады или долевое участие его работников.

Учредительным документом унитарного предприятия является устав, содержащий информацию о предмете и целях деятельности, размере уставного капитала и других фондов денежных средств, по­рядке и источниках формирования фондов.

Решение о создании унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, принимает соответственно уполно­моченный государственный орган или орган местного самоуправле­ния, который утверждает его устав и устанавливает размер уставно­го и резервного фондов. Размер уставного фонда предприятия, ос­нованного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципаль­ных унитарных предприятиях До государственной регистрации предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, его Уставный фонд должен быть полностью оплачен собственником

Унитарное предприятие несет ответственность перед собственни­ком и кредиторами за соответствие величины уставного фонда раз­меру чистых активов Если по окончании финансового года стои­мость чистых активов предприятия, основанного на праве хозяйст-

Бабич А М , Павлова Л Н Финансы М ИД ФБК-Пресс, 2000 С 79

116 Раздел III. Правовой режим фондов денежных средств_____

венного ведения, окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стои­мость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

При принятии решения об уменьшении уставного фонда пред­приятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов, которые вправе потребовать прекращения или досрочного исполне­ния обязательства, должником по которому является это предпри­ятие, и возмещения убытков.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качестве юридического лица другое уни­тарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее пред­приятие). Учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя.

§ 1. Правовые основы финансово-хозяйственной деятельности федерального казенного предприятия

В случаях, предусмотренных законом о государственных и му­ниципальных унитарных предприятиях, по решению Правительст­ва РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собствен­ности, может быть образовано унитарное предприятие, основан­ное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие). Российская Федерация несет субсидиарную ответст­венность по обязательствам казенного предприятия при недоста­точности его имущества.

Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый Правительством РФ. В уставе казенного предприятия определяются: обязательная отчетность по формам, устанавливаемым Правительством РФ; персональная ответствен­ность руководителя за результаты хозяйственной деятельности; обя­занность использования федеральных средств по целевому назначе­нию; виды деятельности и порядок распределения прибыли.

Правительство РФ (уполномоченный им орган) вправе изымать у казенного предприятия неиспользуемое им либо используемое не по назначению имущество1.

В отношении таких форм казенных предприятий, как казенный завод (фабрика, хозяйство) государством осуществляется планиро­вание и финансирование их деятельности.

Производственно-хозяйственная деятельность завода осуществ­ляется в соответствии с планом-заказом и планом развития завода.

Уполномоченный орган ежегодно на основании выявляемой им потребности в продукции (работах, услугах), производимой заводом с целью обеспечения поставок для государственных нужд, выполне­ния государственного заказа и заключенных договоров, утверждает

СЗ РФ. 1994. № 5. Ст. 393.


3541932908919709.html
3542010127558273.html
    PR.RU™