Определения и особенности программированного обучения.

Самостоятельное и индивидуальное обучение по заранее разрабо­танной обучающей программе с помощью особых средств обуче­ния (программированного учебника, особых обучающих машин, ЭВМ или микрокомпьютеров и др.), обеспечивающее каждому обучаемому возможность осуществления процесса учения и на­учения в соответствии с некоторыми индивидуальными особенно­стями (индивидуальным темпом обучения, особым путем овладе­ния учебным материалом в зависимости от уровня обученности и др.), называется программированным обучением.

Обучающая программа состоит из последовательности шагов, каждый из которых представляет собой микроэтап овладения обучаемым определенной единицей знаний или действий. Каждый шаг программы обычно состоит из трех кадров: информационно­го, в котором дается необходимая информация об изучаемом зна­нии или действии; контрольного, в форме задания для самостоя­тельного выполнения; управляющего, в котором обучаемый про­веряет свое решение задания и на основе результатов проверки получает указание о переходе' к какому-то следующему шагу.

В зависимости от характера шагов программы различают сле­дующие основные системы программированного обучения.

1. Линейная система программированного обучения, первона­чально разработанная американским психологом Б. Скиннером в начале 1960-х годов на основе бихевиористского направления в психологии. Согласно этой системе обучаемые проходят все шаги обучаемой программы последовательно в том порядке, в котором они приведены в программе. Задания в каждом шаге состоят в том, чтобы заполнить одним или несколькими словами пропуск в информационном тексте. После этого обучаемый должен сверить свое решение с правильным, которое до этого каким-либо спосо­бом было закрыто. Если ответ обучаемого оказался правильным, то он должен перейти к следующему шагу; если же его ответ не • совпадает с правильным, то он должен выполнить задание еще раз. Таким образом, линейная система программированного обучения

252 --~-


основана на принципе обучения, предполагающего безошибочное выполнение заданий. Поэтому шаги программы и задания рассчи­таны на наиболее слабого ученика. По мысли Скиннера, обучае­мый учится главным образом выполняя задания, а подтверждение правильности выполнения задания служит подкреплением для сти­муляции дальнейшей деятельности обучаемого.

2. Разветвленная программа программированного обучения, ос­новоположником которой является американский педагог Н. Крау-дер. Контрольные задания в шагах этой системы состоят из задачи или вопроса и набора нескольких ответов, в числе которых обычно один правильный, а остальные неверные, содержащие типичные ошибки. Обучаемый должен выбрать из этого набора один ответ. Если он выбрал правильный ответ, то получает подкрепление в виде подтверждения правильности ответа и указание о переходе к следующему шагу программы. Если же он выбрал ошибочный ответ, ему разъясняется сущность допущенной ошибки и он полу­чает указание вернуться к какому-то из предыдущих шагов про­граммы или же перейти к некоторой подпрограмме.



Кроме этих двух основных систем программированного обуче­ния разработано много других, в той или иной степени исполь­зующих линейный или разветвленный принцип или оба эти прин­ципа для построения последовательности шагов обучающей про­граммы.

Разные системы программированного обучения различаются также по способу ввода обучаемым ответа на задания контроль­ных кадров или по степени адаптации к индивидуальным особен­ностям обучаемых.

Используются следующие способы ввода ответов: 1) свободное

конструирование ответа из заданного набора букв, цифр, условных знаков или же формулирование его в словесной форме; 2) регла­ментированное кодирование ответа в форме условного знака или определенной последовательности этих знаков; 3) выборочный спо­соб—выбор ответа из заданного набора; 4) смешанный способ.

По степени адаптации к индивидуальным особенностям обучае­мых различают следующие виды программированного обучения:

; 1) адаптивные только к темпу работы обучаемых; 2) адаптивные к темпу и уровню обученности без самосовершенствования. Эти системы характеризуются тем, что тот или иной путь обучения : определяется лишь на основе оценки одного предшествующего ; ответа обучаемого; 3) адаптивные системы с самосовершенство-| ванием, которые вырабатывают для каждого обучаемого свой осо-„ бый путь обучения на основе анализа всей истории его обучения | и тем самым обеспечивают обучение за минимальное время и с | минимальным количеством ошибок. Самосовершенствование мо-| жет совершаться вручную учителем или производиться автомати­чески обучающей машиной или ЭВМ по особой программе.

Многочисленные системы программированного обучения не име­ли первоначально особого психологического обоснования и раз­рабатывались в основном эмпирически. В дальнейшем отдельные




элементы программированного обучения получили то или иное психологическое обоснование, однако полная теория программиро­ванного обучения до сих пор не создана. В советской психологии была сделана попытка разработки теории программированного обучения на основе органического сочетания кибернетической тео­рии управления с психологической теорией поэтапного формирова­ния умственных действий.

Наибольшее распространение различные системы программиро­ванного обучения получили в 50—60-х годах, в дальнейшем стали использовать лишь отдельные элементы программированного обу­чения главным образом для контроля знаний/консультаций и тре­нировки навыков. В последние годы идеи программированного обу­чения стали возрождаться на новой технической основе (ЭВМ, телевизионные системы, микрокомпьютеры и др.) в форме компью­терного или электронного обучения. Новая техническая база по­зволяет почти полностью автоматизировать процесс обучения, строить его как достаточно свободный диалог обучаемого с обу­чающей системой. Роль учителя в этом случае состоит главным образом в разработке, наладке, коррекции и усовершенствовании обучающей программы, а также проведении отдельных элементов безмашинного обучения. Многолетний опыт подтвердил, что про­граммированное обучение, и особенно компьютерное, обеспечивает не только достаточно высокий уровень обучения, но и развития учащихся, вызывает у них неослабевающий интерес.

Алгоритмизация обучения. Выявление или построение в содер­жании и в процессе обучения алгоритмов и представление их в ка­кой-либо форме пошаговой программы деятельности у-чения или преподавания называется алгоритмизацией обучения.

В деятельности учащихся в процессе учения и учителей в процессе преподавания можно различать два принципиально различ­ных способа решения возникающих в этих процессах задач: алго­ритмический, когда субъект выполняет свою деятельность в соот­ветствии с известным ему алгоритмом, т. е. предписанием (прави­лом, инструкцией), определяющим четкую последовательность элементарных для данного субъекта операций по решению лю­бой задачи из некоторого класса; эвристический, когда главная составная часть его деятельности состоит в поисках плана или ме­тода решения данной задачи. Обычно эти два способа деятельно­сти в обучении не различались и осуществлялись совместно в еди­ном процессе.

Появление идей программированного обучения привело к необ­ходимости явного выделения в содержании обучения учебных ал­горитмов (их часто называют алгоритмическими предписаниями). Учебные алгоритмы служат предметом усвоения для учащихся, а зачастую и средством обучения, показывающим, какие действия и в каком порядке должны выполнять учащиеся, чтобы усвоить со­ответствующее знание.

Психологическое значение алгоритмизации обучения состоит в том, что она способствует явному различению учащимися содер-

Й4


*

жателъной и операциональной сторон изучаемых знаний и овла­дению общим способом решения широкого класса задач, а также явному выделению из процесса овладения умственными дейст­виями ее ориентировочной основы, благодаря чему значительно по­вышается эффективность обучения. Что касается попыток построе­ния и использования алгоритмов преподавания, то они пока не при­вели к значительным результатам.

Обратная связь в обучении. Связи, идущие от обучаемого к обучающему и от него к обучаемому (внешняя обратная связь) или идущие от обучаемого к нему самому (внутренняя обратная связь), по которым проходит информация о ходе процесса и ре­зультатах научения, называются обратными связями.

Информация о ходе и результатах научения, получаемая учи­телем (по внешней обратной связи) или учеником (по внутренней обратной связи) сопоставляется с заранее известной нормативной (требуемой), и результаты этого сопоставления служат для учи­теля основанием для оценки и коррекции процесса обучения, а для ученика—основанием для самооценки и самокоррекции своей учебной деятельности (в случае отрицательной обратной связи, придающей системе обучения и научения состояние устойчивости по отношению к нормальному процессу) и подкреплением для сти­муляции процесса учения (в случае положительной обратной свя­зи). Четкое функционирование обратной связи в заданном времен­ном режиме является непременным условием эффективного уп­равления процессом обучения и научения.

Применение элементов программированного обучения в школе многообразно. Это и отработка отдельных учебных действий в со­ответствии с данным алгоритмом, и работа по обучающей про­грамме в компьютерных классах, и особые системы контроля зна­ний и т. д. Почти во всех случаях отмечаются высокие учебные результаты, а при применении ЭВМ—и повышение интереса к

учению.

Главной целью введения программированного обучения явля­ется создание условий для продвижения в учебном материале в соответствии с индивидуальными возможностями каждого учени­ка, обеспечение индивидуального темпа учения. Поэтому особенно ценным оно становится при индивидуализации обучения в классе, работе с отстающими учащимися, которым нужен замедленный темп усвоения нового материала, возврат к ранее пройденному и др. С другой стороны, абсолютизация приемов программирован­ного обучения может привести и к отрицательным результатам, прежде всего к утрате творческих моментов общения учителя в классом.


3424534085763559.html
3424604277452554.html
    PR.RU™