Вопрос 19. Методы теоретического исследования

Теоретический уровень исследования предполагает проникновение в сущность изучаемо­го, раскрытие его внутренней структуры, источников происхож­дения, механизмов развития и функционирования. Назначение теоретического поиска не в том, чтобы установить факты и вскрыть внешние связи между ними, но в объяснении, почему они суще­ствуют, что их вызвало, в выявлении возможностей их преобразо­вания. Теоретические методы (и в этом их недостаток) не оказы­вают непосредственного влияния на многообразие наблюдаемых фактов, однако позволяют обнаруживать в фактах скрытые зако­номерности, общее, необходимое, существенное, понять взаи­мовлияние определяющих развитие факторов.

Истины, которые выявляются методами теоретического иссле­дования, есть теоретические истины, проверяемые непосредствен­но не опытным, практическим путем, а доказательством. Если в состав эмпиричес­кого метода включаются фиксация фактов, их описание, выявле­ние бросающихся в глаза связей, подведение фактов под приня­тые схемы-определения, то состав теоретического метода более сложен. Он предполагает глубокий анализ фактов, абстрагирова­ние от всего побочного, выявление процесса в «чистом» виде, раскрытие в нем существенных закономерностей, объяснение внешнего внутренним, образование моделей, мысленных «конст­руктов», использование гипотез, теоретических ориентиров-кон­цептов и т. д.

Функции:

1. Проникновение в глубинную сущность вещей

2. необходимость скрыть за внешним внутреннее и установить причинно-следственную связь

3. выявить необходимость движущей силы

4. позволяют фиксировать существенное, закономерное

Структура теоретич методов:

1. глубокий анализ фактов

2. абстрагирование от всего побочного

3. выявление процессов, событий, явлений в чистом виде

4. раскрытие существенных закономерностей

5. объяснение внешнего внутренним

6. образование модели

7. проверка гипотез и теоретич концепций

Классификация:

1) Своеобразие метода теоретического анализа и синтезав пси­холого-педагогических исследованиях заключается в его универ­сальных возможностях 1. рассматривать явления и процессы действи­тельности в их самых сложных сочетаниях, 2. выделять наиболее су­щественные признаки и свойства, связи и отношения, 3. устанав­ливать закономерности их развития Путем анализа и синтеза только и можно вычленить объектив­ное содержание в субъективной деятельности участников соци­ально-педагогического процесса: детей, взрослых, руководителей, педагогов, «схватить» несоответствия, «уловить» реальные проти­воречия в развитии педагогического процесса, прогнозировать развитие.

Различают несколько видов анализа, в том числе анализ по элементам и анализ по единицам. Элементный анализ — этомыс­ленное выделение отдельных частей, связей на основе декомпо­зиции, расчленения целого. Скажем, при конструировании педа­гогического процесса можно для анализа вычленить отдельно его цели, содержание, внешние условия, технологию, организацию, систему взаимоотношений его субъектов, способы совершенство­вания. Анализ по единицам предполагает расчленение процесса с сохранением целостности его элементарных структурных элемен­тов, каждый из которых удерживает важнейшие признаки целост­ного процесса. На уроке это может быть постановка и решение познавательной задачи, в деятельности воспитанника — посту­пок, в воспитательном процессе — ситуация воспитания, в соци­ально-педагогическом проектировании — социальная ситуация развития личности (Л. С. Выготский).



После выполнения аналитической работы возникает необхо­димость синтеза, композиции, интеграции результатов анализа в общей системе. На основе синтеза предмет воссоздается как суб­ординированная система связей и взаимодействий с выделением наиболее существенных из них.

С методами анализа и синтеза теснейшим образом связаны 2) ме­тоды абстрагирования и конкретизации.

Под абстрагированием, как известно, понимают мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от дру­гих его признаков, свойств, связей.

Метод конкретизации по своей логической природе противо­положен абстрагированию. Он заключается в мысленной реконст­рукции, воссоздании предмета на основе вычлененных ранее аб­стракций.

Конкретизация, направленная на воспроизведение развития предмета как целостной системы, становится особым методом исследования. Мышление из выделенных отдельных абстракций конструирует цельный предмет. В результате получается конкрет­ное, но уже мысленно-конкретное (в отличие от реального конк­ретного, существующего в действительности). Конкретным здесь называется единство многообразия, сочетание многих свойств, качеств предмета; абстрактным, наоборот, — односторонние, изо­лированные от других моментов развития свойства или характе­ристики данного предмета.



3) Метод восхождения от абстрактного к конкретномунеобходим как для познания сложных процессов, так и для та­кого изложения результатов познания, которое позволило бы наиболее адекватно воспроизвести развитие и функционирова­ние сложных объектов. Возьмем для примера всем хорошо извест­ную педагогику сотрудничества. Определение исходного отно­шения «учитель — ученик» здесь предельно абстрактно, но оно может и должно быть наполнено конкретным содержанием, если мы раскрываем смысл этих отношений как высокогуманных, как отношений социального партнерства, основанных на взаи­мообогащении, нравственной и предметной взаимопомощи, ува­жении и сотрудничестве. Еще более конкретны реально суще­ствующие или конструируемые педагогические системы, осно­ванные на сотрудничестве поколений и общественно полезной деятельности (скажем, методика коллективной творческой дея­тельности И. П. Иванова).

Сложность, неисчерпаемость, бесконечность объекта психо­лого-педагогического исследования заставляет для проникнове­ния в его суть, в его внутреннюю структуру и динамику искать более простые аналоги для исследования. Более простой по струк­туре и доступный изучению объект становится моделью более слож­ного объекта, именуемого прототипом (оригиналом). Открывает­ся возможность переноса информации, добытой при использова­нии модели, по аналогии на прототип. В этом сущность одного из специфических методов теоретического уровня — метода модели­рования.

Моделирование служит также задаче конструирования нового, не существующего еще в практике.


3421444744794884.html
3421493819226664.html
    PR.RU™