Факторы, влияющие на развитие туризма

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Являясь сложной социально-экономической системой, ту­ризм подвержен влиянию со стороны многочисленных факто­ров, роль которых в каждый момент может быть различной как по силе, так и по продолжительности воздействия на развитие туризма. Поэтому их учет объективно необходим для организа­ции эффективной туристской деятельности.

Факторы, воздействующие на туризм, подразделяются на два вида:

· внешние (экзогенные);

· внутренние (эндогенные).

Внешние факторы воздействуют на туризм посредством про­исходящих в жизни общества изменений и имеют неодинаковую значимость для различных элементов системы туризма.

К числу важнейших внешних факторов, влияющих на разви­тие туризма, относятся:

· природно-географические;

· культурно-исторические;

· экономические;

· социальные;

· демографические;

· политико-правовые;

· технологические;

· экологические.

Природно-географические (море, горы, леса, флора, фауна, климат и т.д.) и культурно-исторические (памятники архитекту­ры, истории и культуры) факторы как основа туристских ресур­сов являются определяющими при выборе туристами того или иного региона для посещения.

Богатство природных и культурно-исторических ресурсов, воз­можность и удобство их использования оказывают существенное влияние на масштабы, темпы и направления развития туризма.

Необходимо учитывать, что природные явления могут при­водить как к всплескам, так и спадам туристской активности. Например, последнее полное солнечное затмение XX в. (лето

1999 г.) в Европе особенно хорошо наблюдалось на территории Румынии. Умело проведенная рекламная кампания этого собы­тия привела к тому, что в 1999 г. количество туристских прибы­тий в эту страну возросло по сравнению с 1998 г. примерно на 200 тысяч. С другой стороны, крупное наводнение (июнь—июль 1997 г.) ограничило туристскую активность на большей части территории Польши и Чехии. Разрушительное землетрясение на севере Турции (1999 г.) повлекло за собой сокращение потока посетителей по сравнению с 1998 г. на 2 млн человек и снижение доходов от международного туризма почти на 3 млн дол. США.

В целом же природно-географические и культурно-истори­ческие факторы создают предпосылки для развития туризма и име­ют непреходящую, неизменную ценность. Человек может лишь приспособить их к своим нуждам и сделать более доступными для использования в туристских целях.

Влияние экономических факторов на туризм главным образом обусловлено тем, что между тенденциями развития туризма и экономики наблюдается тесная взаимосвязь. Существует пря­мая зависимость между экономическим развитием страны, объе­мом национального дохода и материальным благосостоянием ее граждан. Поэтому государства с развитой экономикой, как правило, лидируют на мировом рынке по количеству туристских поездок своих граждан.



От экономического положения государства зависят не только доходы населения, но и уровень развития материально-техни­ческой базы и инфраструктуры туризма.

К числу экономических факторов относятся также инфля­ция, процентные ставки, колебания реальных обменных курсов валют. Так, изменения обменных курсов существенно влияют на объем туристских потоков между странами с сильными и слабы­ми валютами. Замечено, что рост относительной себестоимости поездки за рубеж на 5 %.приводит к уменьшению спроса на вы­ездной туризм на 6—10 %.

Развитие туризма очень чувствительно к тому, в какой фазе экономического цикла — подъема или спада — находится не только национальная, но и мировая экономика. Так, во время экономического кризиса 80-х гг. XX в. число международных ту­ристских прибытий значительно сократилось.

Среди социальных факторов развития туризма в первую оче­редь необходимо отметить увеличение продолжительности сво­бодного времени населения (сокращение рабочего времени, уве­личение продолжительности ежегодных отпусков), что в сочетании с повышением уровня жизни населения означает приток новых потенциальных туристов.

Увеличение продолжительности свободного времени объек­тивно связано с современной научно-технической революцией, в условиях которой возрастает значение умственного труда, уси­ливаются производственная и бытовая напряженность. Все это приводит к физическому и психологическому переутомлению людей, что требует принятия дополнительных мер по восстанов­лению работоспособности. Достижению этой цели во многом способствует туризм.

С увеличением продолжительности свободного времени на­селения в туризме обозначились две тенденции — дробление от­пускного периода и рост непродолжительных путешествий. Ту­ристские поездки становятся менее продолжительными, но более частыми. В зарубежной литературе это явление получило название «путешествия с интервалами». Вместо одного длитель­ного ежегодного путешествия все чаще предпочтение отдается нескольким более коротким (например, двухнедельный отдых летом на море, недельный — зимой в горах, а также несколько поездок в выходные и праздничные дни). Подобные поездки оз­начают рост активности и мобильности туристов. «Краткосроч­ные» посетители обычно несут большие расходы в расчете на один день пребывания в посещаемом месте по сравнению с ту­ристами, совершающими длительные поездки. Кроме того, «пу­тешествия с интервалами» совершаются в течение всего года, способствуя тем самым решению одной из основных проблем туризма — сглаживанию сезонных колебаний спроса.

«Путешествия с интервалами» будут определять характер раз­вития туризма в третьем тысячелетии. Такой вывод сделала анг­лийская консалтинговая фирма «Ховат УК», проводившая по зака­зу ВТО исследование динамики отпускного времени в 18 странах мира, на долю которых приходится более 70 % всех туристских расходов. В результате был получен прогноз, что в XXI в. продол­жительность туристских поездок сократится до 3—4 дней, однако

22

частота перерывов для отдыха и интенсивности восстановления жизненных сил человека возрастет.

К числу социальных факторов развития туризма относится также повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения. Исследования свидетельствуют, что существует прямая зависимость между уровнем образования лю­дей и склонностью к путешествиям. Это объясняется тем, что лица с более высоким уровнем культуры и образования способ­ны рациональнее распределять свое свободное время, использо­вать его для познания с помощью туризма окружающей среды, ознакомления с историей, жизнью, бытом, фольклором и искус­ством других стран и народов.

Под влиянием экономических и социальных факторов в по­следние десятилетия XX в. В западноевропейских странах из­менилась парадигма общественного сознания: духовные ценности одерживают верх над материальными. Сегодня человек в боль­шей степени ориентирован на познание действительности, по­лучение впечатлений, наслаждение жизнью, чем на потребление материальных благ. В данном контексте изменились место и роль туризма в структуре потребностей общества. Из привиле­гии избранных он превращается в привилегию большинства. Изменяется и характер потребностей туристов: от примитив­ных — к более возвышенным, от средства восстановления ра­ботоспособности — к способу реализации человеком своих индивидуальных способностей и удовлетворения интеллекту­альных запросов. На смену пассивному отдыху по принципу «трех S» (Sea—San—Sand, т.е. море—солнце—пляж) приходит отдых по формуле «три L» (Lore—Landscape—Leisure, т.е. нацио­нальные традиции—пейзаж—досуг). Она наилучшим образом соответствует новым ценностям, которые находят выражение в поведении современного туриста.

Постоянное влияние на развитие туризма оказывают демо­графические факторы, касающиеся численности населения, раз­мещения его по отдельным странам и регионам, половозрастной структуры (с выделением трудоспособного населения, учащихся и пенсионеров), семейного положения и состава семей. Так, рост населения в мире в целом и его отдельных регионах прямо пропорционально влияет на увеличение числа туристов. Стати­стические данные свидетельствуют, что туристские потоки из

стран, имеющих повышенную плотность населения, интенсив­нее, чем из стран с меньшей плотностью населения. Кроме того, достаточно четко прослеживается тенденция изменения турист­ской подвижности в зависимости от возраста, пола и семейного положения. Так, наибольшую склонность к активным формам туризма проявляют лица в возрасте 18—30 лет. Однако общая ту­ристская подвижность людей достигает пика в 30—50 лет. Иссле­дования показывают, что неженатые (незамужние) люди более мобильны, чем семейные, а женщины проявляют к туризму больший интерес, чем мужчины.

К группе демографических факторов относится также урбани­зация (увеличение доли городского населения), степень которой прямо пропорциональна интенсивности туристских поездок. Са­мый высокий уровень урбанизации в странах Северной Америки (77 %) и Европы (71 %), которые и являются основными «постав­щиками» туристов. В пределах одной страны степень туристской активности в городах значительно выше, чем в сельской местности. Причем чем крупнее город, тем большее число его жителей выез­жает в туристские поездки. Это объясняется прежде всего потреб­ностью в отдыхе (связанном со сменой обстановки), вызванной перегрузками и нервным напряжением. К тому же на решение го­рожанина о совершении поездки с познавательными целями оказы­вает влияние общий более высокий культурный и образовательный уровень городского населения.

В демографической структуре населения развитых стран про­исходят следующие изменения:

· население стареет (снижение уровня рождаемости приво­дит к более высокой доле лиц старших возрастов, числен­ность же младших возрастных групп, в частности от 15 до 24 лет, неуклонно уменьшается);

· увеличивается число работающих женщин, растет их стрем­ление сделать карьеру (это приводит к позднему вступле­нию в брак, откладыванию рождения ребенка, росту числа бездетных семейных пар);

· растет число одиноких людей (в крупных городах они со­ставляют до половины всего населения).

Процессы, протекающие в демографической среде, обусловли­вают две тенденции в развитии туризма: первая — это расширение круга потенциальных туристов, когда у все большего количества

людей появляются желание и возможность путешествовать; вто­рая — увеличение удельного веса пожилых людей (в основном пенсионного возраста) в общей численности туристов (в настоя­щее время он достиг 40 %). Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о глубоких последствиях этого феномена для ту­ризма.

Значительное влияние на развитие туризма оказывают поли­тико-правовые факторы: политическая обстановка в мире и от­дельных странах; политика открытия границ; смягчение админист­ративного контроля в сфере туризма; унификация налоговой и денежной политики.

Туристская активность существенно зависит от политиче­ской обстановки. Стабильное политическое положение способ­ствует развитию туризма и, наоборот, напряженная обстановка обусловливает низкие темпы его роста и даже свертывание. Не­которые вооруженные конфликты (например, ближневосточные 1967 г. и 1973 г.) совпадают с экономическими кризисами. Накладываясь друг на друга, они взаимно усиливают свое негатив­ное воздействие на туризм.

В начале 90-х гг. XX в. в связи с военными действиями США в районе Персидского залива во всех регионах мира было зафик­сировано снижение темпов роста туристских прибытий, а в Италии, Великобритании, Германии и Швейцарии отмечено абсолютное сокращение числа туристов. Перманентный израильско-палестин­ский конфликт (вспышки которого наблюдаются периодически, как, например, весной 2002 г.) негативно сказывается на развитии туризма в большинстве стран Ближнего Востока.

Серьезную угрозу туризму представляет терроризм и экстре­мизм. Так, практически не поддаются оценке негативные по­следствия для международного туризма в связи с террористиче­скими актами 11 сентября 2001 г. в США. В абсолютных величинах число путешествующих в 2001 г. составило 689 млн че­ловек против 697 млн в 2000 г. (снижение на 1,3 %). Последний раз сокращение этого показателя было отмечено в 1982 г., когда оно составило 0,4 96. В течение последующих лет объем турист­ских прибытий в целом по миру неуклонно возрастал. В странах, где туризм оказывает большое влияние на национальную экономи­ку, экстремисты в качестве объектов нападения могут выбирать

туристов для оказания политического давления на правящие круги (как это произошло, например, в Египте в 1997 г.).

Изменение политической карты мира, произошедшее в Ев­ропе в конце 80-х — начале 90-х гг. XX в., открытие границ и переход к рыночным преобразованиям стран СНГ и Восточ­ной Европы предопределили увеличение туристских потоков из этих государств. Одновременно некоторые страны Восточ­ной Европы (Чехия, Венгрия, Польша) заняли ведущие пози­ции по приему гостей.

Меры Евросоюза по становлению в Европе единого рынка без внутренних границ со свободным перемещением капитала, товаров, услуг, людей, унификацией налоговой политики, вве­дением единой валюты создают все предпосылки для интенсив­ного развития туризма в этом регионе.

Технологические факторы, связанные с прогрессом в технике и технологиях, в значительной степени воздействуют на разви­тие туризма, открывают возможности для производства новых видов услуг, их сбыта и совершенствования обслуживания кли­ентов.

Развитие науки и техники способствует совершенствованию средств массового производства туристских услуг (гостиничного хозяйства, транспорта, бюро путешествий). Так, коренная техни­ческая реконструкция транспорта позволила создать комфорта­бельные условия для перевозки большого количества путешествен­ников. Удобные, быстрые, сравнительно доступные транспортные средства (прежде всего авиация) для перевозки туристов на боль­шие расстояния в значительной степени способствовали развитию туризма.

Дальнейшее развитие транспорта и его воздействие на ту­ризм будет, по мнению специалистов, идти по двум основным направлениям: количественное развитие (увеличение числа раз­личных видов транспорта); качественное развитие (повышение скорости движения, безопасности перевозок и комфорта пасса­жиров).

Особо следует отметить внедрение в индустрию туризма ком­пьютерной техники, без чего организация массовых туристских путешествий в настоящее время невозможна. Информационные технологии позволяют интегрировать производство туристских

26

продуктов и их распределение. Интернет в туризме не только вы­полняет функцию передачи и обмена информацией, но и форми­рует новую систему сбыта, которая напрямую связывает конечных потребителей с поставщиками туристских услуг и уже сегодня со­ставляет реальную конкуренцию традиционным каналам реализа­ции туристских продуктов.

Научно-технический прогресс несет в себе не только огром­ные возможности, но и серьезные угрозы для туристских пред­приятий. Любые новшества грозят вытеснением устаревших тех­нологий и методов работы, что чревато самыми серьезными последствиями, если не проявить должного внимания, учету факторов технологического характера. Так, несмотря на то что использование Интернета в отечественном туристском бизнесе только начинается, игнорирование мировых тенденций разви­тия туристской индустрии может уже в ближайшее время обер­нуться большими финансовыми потерями, когда туристская деятельность будет немыслима без соответствующих информа­ционных технологий.

Экологические факторы оказывают на туризм самое непо­средственное воздействие, так как окружающая среда является основой и потенциалом туристской деятельности.

Непропорциональное развитие туризма может подрывать саму основу его существования: туризм потребляет природные ресур­сы; в центрах массового туризма этот процесс приобретает раз­рушительный характер (изменение естественных условий, ухуд­шение жизненных условий людей, животного и растительного мира и т.д.). Разрушение природной среды влечет за собой спад туристского предложения (проблема монокультуры туризма).

Сдерживающим фактором развития туризма являются зоны радиоактивного, химического и других видов загрязнений. Так, в Беларуси после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. сложи­лась принципиально новая экологическая ситуация, при которой значительную часть туристско-рекреационных ресурсов республи­ки в обозримом будущем вряд ли можно будет использовать для туризма и отдыха населения.

Взаимосвязь туризма с окружающей природной средой сво­дится в основном к следующему:

· необходимым условием существования и развития туризма является природная среда (примерный перечень проблем:

качество среды обитания человека; естественные факторы туристского происхождения и их влияние на туристское предложение);

· туризм негативно влияет на окружающую среду (пример­ный перечень проблем: рациональное использование при­родных ресурсов в целях туризма; предотвращение разрушения ландшафта, загрязнения воды, воздуха и т.п.);

· туризм сохраняет окружающую среду (примерный пере­чень проблем: защита и сохранение природы и памятников культуры; рациональное природопользование; формирова­ние экологического сознания у туристов и производителей туристских услуг и т.д.).

Внутренние факторы, воздействующие на туризм, — это ключевые явления и тенденции, проявляющиеся непосредст­венно в его сфере. К ним в первую очередь относятся материаль­но-технические факторы, связанные с развитием средств разме­щения, транспорта, предприятий питания, бытового обслуживания, рекреационной сферы, розничной торговли и т.д. Кроме того, необходимо выделить следующие факторы, напрямую связан­ные со спросом и предложением туристских услуг:

· рост информированности потребителей и изменение их предпочтений, что влечет за собой переход от стандартизи­рованного массового туризма к дифференцированному с бо­лее гибкими и разнообразными формами обслуживания;

· возрастание роли координации деятельности в сфере ту­ризма и процессов монополизации (партнерские отношения крупных фирм со средним и малым бизнесом; создание ту­ристских союзов на основе вертикальной интеграции; кон­центрация и глобализация туристского бизнеса и т.д.);

· обеспечение сферы туризма кадрами (увеличение числен­ности работников; повышение значения их профессио­нальной подготовки; улучшение организации труда и т.д.);

· содействие развитию частного туристского бизнеса (созда­ние условий, при которых обеспечивается эффективная реализация туристских услуг на основе профессионального маркетинга, что, в свою очередь, вызывает необходимость повышения квалификации персонала);

· повышение значимости средств массовой информации в рек­ламе и продвижении туристских услуг.

28

Особое место среди факторов, оказывающих влияние на раз­витие туризма, занимает сезонность, выступающая как важней­шая специфическая проблема.

Сезонность — это свойство туристских потоков концентри­роваться в определенных местах на протяжении небольшого периода времени. С экономической точки зрения она пред­ставляет собой повторяющиеся колебания спроса с чередую­щимися пиками и спадами. В странах Северного полушария с умеренным климатом основными («высокими») сезонами яв­ляются летний (июль—август) и зимний (январь—март). Кроме того, выделяются межсезонье (апрель—июнь, сентябрь) и «мерт­вый сезон» (октябрь—декабрь), при которых туристские потоки затухают и спрос снижается до минимума.

Особенности сезонности спроса в туризме состоят в следующем:

· она значительно различается по видам туризма. Так, по­знавательный туризм характеризуется менее значительны­ми сезонными колебаниями, чем рекреационный. Более низкая сезонная неравномерность спроса характерна также для лечебного и делового туризма;

· различные туристские регионы имеют специфические фор­мы сезонной неравномерности спроса. Поэтому можно го­ворить о специфике туристского спроса в определенном населенном пункте, районе, стране, в мировом масштабе. Так, согласно статистическим данным, в Европе на два летних месяца приходится до половины всех туристских поездок. В странах, где годовые колебания температуры и других элементов климата незначительны, сезонность ту­ризма проявляется слабее (например, Марокко имеет круг­логодичный туристский сезон);

· сезонность в туризме определяется главным образом фак­торами климатического, социального и психологического характера.

Климатические факторы связаны с тем, что в большинстве регионов мира погодные условия для путешествий, отдыха, ле­чения, занятий спортом различаются по месяцам года.

Социальные факторы обусловлены тем, что большая часть школьных каникул приходится на летние месяцы. Поэтому родители

стремятся приурочить свой отпуск к этому времени и отдыхать вместе с детьми. Высокий уровень спроса на туристские поездки летом связан и с распространенной в европейских странах практи­кой остановки предприятий на профилактический ремонт в ию­ле—августе (месяцы наименьшей производительности труда).

На сезонность спроса влияют также факторы психологиче­ского характера (традиции, подражание, мода). Пики и спады туристкой активности во многом можно объяснить консерватиз­мом большинства туристов, т.е. укоренившимся мнением, что лето — самое благоприятное время для проведения отпусков.

Сезонные колебания туристского спроса оказывают негатив­ное влияние на национальную экономику. Они приводят к выну­жденным простоям материально-технической базы, порождают проблемы социального плана. То обстоятельство, что большая часть предприятий туристкой индустрии и ее персонала использу­ется лишь несколько месяцев в году, является причиной увеличе­ния удельного веса условно-постоянных расходов в себестоимости туристских услуг. Это уменьшает возможности проведения гибкой ценовой политики, затрудняет действия туристских предприятий на рынке и снижает их конкурентоспособность.

Негативные последствия сезонной неравномерности спроса требуют изучения данного явления и принятия организацион­ных, экономических и социальных мер по сглаживанию сезон­ных пиков и спадов в туризме. С этой целью туристские органи­зации и предприятия практикуют сезонную дифференциацию цен (повышенные цены в разгар сезона, умеренные — в межсе­зонье и пониженные — в «мертвый сезон»; разница в величине тарифов на проживание в гостиницах в зависимости от сезона может достигать 50 %), стимулирование развития видов туризма, не подверженных сезонным колебаниям (например, деловой, конгрессный и т.д.).

Сглаживание сезонности в туризме дает большой эконо­мический эффект, позволяя увеличить сроки эксплуатации материально-технической базы, повысить степень использо­вания труда персонала в течение года, увеличить поступления от туризма.


3418862835879018.html
3418898566429901.html
    PR.RU™