ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ФИЛОСОФИЯ

Предыдущая12131415161718192021222324252627Следующая

Во второй половине нынешнего столетия сформировалось и такое течение, как философия глобальных проблем. Оно ориенти­ровано на осмысление острых противоречий и проблем в развитии современного человечества, их истоки и проявления, тенден­ции развития, пути и способы их решения. Глобальные проблемы (экологическая, энергетическая, сырьевая, демографическая и иные) представляют собой комплекс сложных противоречий, которые охватывают своим воздействием все человечество и ставят на повестку дня вопрос о выживании и дальнейшем существовании! человечества. В рамках этого течения осознается и подчеркивается единство современной цивилизации и общность судеб всех! стран и народов. Волею судьбы оказавшись в одной лодке, они! обречены на то, чтобы сообща искать и находить пути и способы выживания.

Интенсивное развитие философии глобальных проблем началось в 60-е годы. В это время началась активная разработка теоретических моделей будущего человечества. В 1968 г. был образован Римский клуб — неправительственная международная организация, объединившая ученых и специалистов из нескольких! десятков стран. В него вошел ряд известных ученых (Дж.Форрестер, Д.Медоуз, М.Месарович), а первым президентом клуба стал итальянский ученый Аурелио Печчеи (1908 — 1984 гг.). Деятельность этой организации была направлена в первую очередь на всестороннее осмысление глобальных проблем, поиск путей! их практического решения и формирование соответствующего общественного мнения. По инициативе клуба был осуществлен! ряд крупных исследовательских программ, опубликованных в форме теоретических докладов. К их числу относятся «Пределы роста» (1972 г.), «Человечество у поворотного пункта» (1974 г.),| «Цели для человечества» (1977 г.), «Нет пределов обучению (1979 г.), «Революция босоногих» (1985 г.) и другие. В деятельно­сти Римского клуба неизменно затрагивались вопросы прекра­щения разрушительной и бессмысленной гонки ядерных воору­жений, напряженная экологическая ситуация на планете, соци­альное расслоение в мире. Стержнем теоретической деятельное клуба стала проблема бытия человека в современном мире, поиск путей гуманизации общественных отношений. Было подчеркну­то, что выживание человечества и его будущее возможны лишь на путях совершенствования и развития человеческих качеств, через «Человеческую Революцию» и формирование так называемо­го нового гуманизма.

В своей книге «Человеческие качества» А.Печчеи сформулиро­вал основной тезис собственной концепции: выживание и будущее человечества возможны лишь на путях Человеческой Революции, т.е. через совершенствование духовного мира людей. Все интеллекту­альное могущество человека должно быть употреблено в первую очередь для его культурной эволюции. Очевидно, что существующие в мире глобальные проблемы в значительной мере являются резуль­татом очень медленного протекания такой эволюции, проявлением несоответствия между научно-техническим и духовно-нравственным прогрессом человечества.



По убеждению Печчеи, основная проблема сейчас — это острая необходимость совершенствования человеческих качеств. Требуется революция в самом человеке, в структуре его мышления и психоло­гии, в содержании способностей и характере потребностей. До сих пор человек вместо того, чтобы изменяться самому, предпочитал преобразовывать внешний мир, став в нем «звездой первой величи­ны» и создав «империю человека». В итоге человек может стать, по мнению Печчеи, пленником собственных страстей, желаний и амби­ций и оказаться одиноким странником посреди зыбучих песков пустыни. Человек XX столетия стал утрачивать чувство реальности, перестал трезво оценивать свою роль и место в мире, смысл жизни и призвание. Все это есть, по сути дела, эпохальный кризис, который пронизывает все стороны жизни современной цивилизации.

Выход из этого кризиса Печчеи видел в так называемом «новом гуманизме», который призван обеспечить трансформацию человека, коренное изменение его качеств и восстановить тем самым культур­ную эволюцию человеческого рода. В возврате к этой эволюции и состоит, по убеждению ученого, суть Человеческой Революции как первейшего условия самосохранения человечества. Новый гуманизм должен включить в себя прежде всего чувство глобальности (единство человечества), любовь к справедливости, неприятие насилия. Только трансформация человека в этом направлении и даст на­дежду на достойное будущее цивилизации.

Увязывание глобальных проблем современного человечества с кризисом человека имеет место и в творчестве других мыслителей и ученых. Так, немецко-французский ученый Альберт Швейцер (1875 — 1965 гг.) выдвинул концепцию «новой этики». По его убеж­дению, подлинной этикой в наше время может быть лишь безгра­ничная ответственность за жизнь на планете. Благоговение перед жизнью в Космосе должно стать исходным принципом современного гуманизма. Гуманно лишь то, что способствует сохранению и развитию жизни, включая и человеческую. Если сутью «старого» гуманизма (период Нового времени) было покорение внешнего ми­ра для человека, то сутью «нового» гуманизма должно стать прими­рение с этим миром, поиск гармоничного единства с ним, ориента­ция на ненасилие. «Помогать любой жизни» — вот в чем должна со­стоять основная установка «нового» гуманизма. Критерием разви­тия общества призвана быть степень гуманизма в нем, сохранение всех без исключения форм жизни.

На глобальные проявления кризиса современного человека указывал и австрийский ученый Конрад Лоренц (1903 — 1989 гг.). Он подчеркивал, что на человеке XX века лежит много «смертных гре­хов». К ним относятся такие, как разрушение природной среды, глобальные и локальные военные конфликты, неконтролируемый рост населения, создание и совершенствование оружия массового поражения. В наше время происходит интенсивное разрушение че­ловеческого в человеке, и в XX столетии он, по сути дела, стал Де­миургом (творцом) Зла во всемирном масштабе. Если в XIX веке «Бог умер» (Ф.Ницше), то в XX веке «человек умер» (Э.Фромм), и с этим обстоятельством также связаны глубинные истоки и пред­посылки глобальных противоречий и проблем в развитии совре­менной цивилизации.

В наше время развитие человеческого рода создает почву для глубоких тревог и опасений, ведь в XX веке человечество создало предпосылки для самоуничтожения. Но укорененность разумных и нравственных начал в культуре общества все же порождает и наде­жду на лучшее будущее, на выживание человечества. Однако для реализации этой надежды потребуется выполнение ряда условий.

Во-первых, для разрешения глобальных проблем необходимо осознание их истоков, остроты и масштабов, возможных негативных последствий накопления критической массы этих проблем. Требуется новое политическое мышление, т.е. понимание того, что все страны и народы представляют собой единое человечество с общими проблемами и интересами. Выживание человечества воз­можно лишь через ненасилие и сотрудничество на основе общече­ловеческих ценностей.

Во-вторых, для решения глобальных проблем требуется рево­люция человеческих качеств и утверждение нового гуманизма. Ра­ди собственного будущего современному человеку необходимо от­казаться от непомерных амбиций и неуемных аппетитов, от психо­логии насильственного покорения природы и сосредоточиться на ином: на сохранении жизни во всех ее формах. Надо учиться куль­туре выживания, подчиняя этому весь свой духовный и физический опыт.

В-третьих, острота и масштабность глобальных проблем настоя­тельно побуждают перейти на так называемый устойчивый контро­лируемый (направляемый) тип развития. Всесторонняя и широко­масштабная деятельность человеческого рода должна быть постав­лена под разумный и жесткий контроль. Прошедшая в 1992 году Конференция ООН по проблемам окружающей среды активно под­держала модель устойчивого развития и рекомендовала ее всем странам и государствам. Было подчеркнуто, что удовлетворение жизненных потребностей нынешних поколений не должно дости­гаться путем лишения такой возможности для последующих поко­лений людей. Необходима коэволюция, т.е. согласованное (партнерс­кое) существование Человека и Природы. Будущее человечества возможно, если оно сумеет направить энергию своего Разума не на разрушение, а на созидание, на поиск более цивилизованных форм своего существования в Космосе и новой миссии в нем тираж разошелся всего лишь за одну неделю. Через несколько месяцев Германия признала свое поражение в первой мировой войне и надолго погрузилась в состояние глубокого упадка и кризиса, на почве которых позже вырос немецкий фашизм. «Закат Европы» Шпенглера и зафик­сировал процесс угасания гуманистической культуры человечества, крушение ее оснований.

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

1. В контексте каких общественных проблем и процессов XX века развивалась философская мысль?

2. Какие исторические обстоятельства и события нашего времени питают иррациональные умонастроения в философии?

3. Как научно-техническая революция повлияла на развитие филосо­фии, ее идейное содержание и ориентации?

4. Если экзистенциализм есть, по выражению одного из его классиков, «гуманизм», то в чем именно это выражено?

5. Что предлагает философская мысль для решения глобальных про­блем современного человечества?

ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ

1. Бохеньский М. Духовная ситуация времени//Вопросы философии. — 1993. — №5

2. Гарин И И. Воскрешение духа. —М.: Терра, 1992.

3 Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство/ Пер. с фр. — М.: Политиздат, 1990.

4 Лоренц К Восемь смертных грехов цивилизованною человечества// Вопросы философии. — 1992. —№ 3.

5 Печчеи А. Человеческие качества/ Пер. с англ. О.В.Захаровой. —

М.: Прогресс, 1980.

6. Проблема человека в западной философии. — М., 1988 7 Современная западная философия: Словарь/ Сост. Малахов В С,

Филатов В.П. — М.: Политиздат, 1991.

8. Сумерки богов/ Сост. и общ. ред. А.А.Яковлева. — М.: Политиз­дат, 1990.

9. Хюбшер А. Мыслители нашего времени. Справочник по философии Запада XX века. — М, 1994.

10. Философия XX века. Учебное пособие. — М.: ЦИНО общества «Знание», 1997.


3418550448473689.html
3418574174423922.html
    PR.RU™